История


      История казахской борьбы тесно связана с историей развития казахского народа. Борцовская деятельность балуанов является одним из видов искусств казахского народа как айтыс поэтов или байга. Казахи называли своих балуанов «богатырями», «великанами» и считали их силу необыкновенным даром, которым наделил их Аллах. Борьба – искусство, которое является одной из отраслей народной культуры. Кочевая жизнь, отличавшаяся своей суровостью, научила казахов быть отважным и сильным и привила им эти качества с малых лет. Такие навыки как езда верхом, стрельба из лука, борьба стали одинаково приемлемы как для мальчиков, так и для девочек.

      Бескрайняя степь, которая была главной территорией казахского народа, хозяйство основанное на кочевой жизни народа, а также воздействие традиций и обрядов соседних государств способствовали развитию у казахов нескольких видов борьбы. Приводятся множество доказательств того, что у казахского народа существовало несколько видов борьбы. Этими доказательствами являются сказки, легенды, историческая и художественная литература и археологические находки.

      Борцовское искусство берет свои истоки издавна, этим могут послужить следущие отрывки исторических событий.

      18 веков назад, в 371-381 годы правитель гуннов Баламбер (Правитель до Аттилы) после своих успешных походов и государственных решении устроил большой той. А на этом тое были проведены такие национальные игры как байга, курес, стрельба из лука, метание копья, аударыспак, тенге алу и.т.д. На языке гуннов эти игры назывались: Ээр-хүреш, Ат-хуреш, Ланса-хуреш, Шабарман-хүреш, Жебе-хүреш, и т.д. Ээр – храбрец и др.

      На рисунках, нарисованных на гробу фараона давностью 3 000 лет до нашей эры, который нашли на Бени-Гассане, можно заметить, что борьба являлась одной из самых важных тренировок Египетских воинов.

      В истории цивилизации Мая, которая существовала на территории Центральной Мексики (909 г., д.н.э.), тоже упоминается борьба. Мая, наряду с играми в мяч, широко развивали и борцовские виды спорта. Во время таких состязаний борцы использовали элементы современной борьбы и одевались в специальную одежду.

      Древнегреческий писатель Клавдий Элиан (II-III вв. д.н.э.) писал: «Если джигит захотел жениться на понравившейся ему девушке, он обязан был побороться с ней на ковре. Если в этом поединке побеждает девушка, тогда повергнутый джигит оказывается у нее в повиновении. Только у сильных и крепких джигитов росла слава, и только они держали власть».

      Объехавший страны центральной Азии известный итальянский путешественник Марко Поло тоже говорил и писал в своих исторических записках, что искусство поясной борьбы в странах саков развиваясь, стало одним из видов армейско-прикладной тренировки, и наравне с юношами, в борьбу вступали и девушки. Еще один путешественник Рей Гонзалес Клавдихо, отправленный Кастилием Генрихом ІІІ, приводит ценнейшие сведения. Он имел честь присутствовать на поединках на поясах лучших палуанов дворца знаменитого Тимура. Если учитывать, что это было 1403-1406 годах, становится понятно, что правила поясной борьбы появились еще раньше.

      Очень важен тот момент, что в летописях истории есть факты того, что властелин Тимур уделял большое внимание поясной борьбе и любил ее смотреть. За победу в славных, тяжелых поединках палуанам дарились подарки, сувениры, сделанные из золота, серебра и других ценных материалов.

      Еще одна ценная новость: знаменитый историк Абилказы Бахадурхан пишет: «Бек по имени Чурас сказал: Здесь есть один силач. Пусть он попробует с ним побороться. Если он его победит, я стану мусульманином. Привели монгольского силача. Шейх закатил рукава. Этот палуан был очень силен. Но, когда Шейх сильно ударил его в грудь, монгол упал без сознания... Эмир Чурас после увиденного, принял мусульманскую веру. В этот день 160 тысяч человек приняли мусульманскую религию. С тех пор в Шагатайском улусе ислам принят как государственная религия».

      Отсюда и вытекает истинное могущество борьбы, имевшее религиозно-политическое значение. Все казахи знали всех знаменитых борцов из представителей всех родов и племен.

      Прошли годы, века остались позади. С тех пор и вид казахского национального спорта казах курес развивается вместе с народом. В исторических рукописях очень много сведений про искусство борцов. Поединки палуанов, описанные в поэме И. Джансугурова «Кулагер» и романе «Улпан» Г. Мусрепова являются примером того, что искусство борцов живет в сердце народа и оно вечно. Присмотритесь к эпосам палуанов, и вы не будете сомневаться, что народ относится к искусству единоборств как к ценному наследию.

      Академик, ученый Алкей Маргулан подчеркивает что слово «балуан» происходит от древне тюрского слова «блбл». Также он пояснял что слово «балбал» в Орхон-Енисейских письмах, означает сильный, громадный.

      Казак күресі сегодня известна во многих странах мира. Соревнования по национальной борьбе перевалили республиканскую вершину и начали проводится в первенствах Азии и Мира.

      До начала 20 века балуаны не распределялись по весовой и возрастной категории. В то время существовали такие правила как «итжығыс», «бас аттау».

      «Итжығыс» – ситуация которая происходит во время борьбы, когда балуаны не могут сразить другого или же в тех случаях когда оба балуана падали одновременно на ковер то говорили что это «итжығыс», то есть ничья, и они должны были заново начать борьбу. «Бастан аттау» одна из древних примет казахского народа. Главное значение – перешагивание одного борца через голову другого. Это поверье о том, что если борец перешагнет через голову противника, то вся сила пораженного перейдет в перешагивающего борца. Борец который перешагнул через голову своего соперника считается победителем. До 1928 года не было отдельных правил казахской борьбы. Поэтому, не учитывались возраст и вес участвующих борцов. Борьба проводилась по предварительно устно оглашенным правилам. В каждом регионе существовали свои правила борьбы. Особенности борцовской одежды соответствовали климатическим особенностям местности. Правила борьбы балуаны выносили предварительно посовещавшись друг с другом. В народе строго соблюдали правила борьбы, которые передавались из уст в уста. Слова которые используются по отношению к самому сильному балуану «непобедимый», «непоколебимый» пользуются актуальностью и по сей день.

      Современный казах курес

      Впервые в казахском государстве казах курес был введен в программу республиканской спартакиады колхозников, которая проходила в 1938 году в Алматы. Так как было много желающих поучаствовать в поединках, они были поделены на группы, в легком весе до 65 килограмм, в среднем весе до 76 килограмм, и в тяжелом весе были те, кто был свыше 76 килограмм. На этой спартакиаде победителями республики стали выходцы из Семипалатинской области: К. Алтыбасаров и И. Туменов. Эта спартакиада сделала известными имена наших силачей, а также открыла дорогу для развития национального вида борьбы.

      Очередная вторая спартакиада продолжилась в 1939 году в городе Семей. На этот раз болельщики стали свидетелями еще одной группы талантов на ковре. В легком весе – Курманбаев /г. Алматы/, в среднем весе – Доскалиев /Западный Казахстан/, в тяжелом весе – Мусин /Павлодарская область/ поставили всех своих соперников на колени и поднялись на пьедестал почета. Именно на этих соревнованиях проводились поединки за звание «Түйе палуан», представитель Западного Казахстана Доскалиев стал победителем.

      В 1940 году появилась хорошая возможность расширить поле искусства борьбы, представить опыт палуанов народу. Участники первенства, посвященного 20-летию Республики Казахстан, вышли на ковер по пяти весовым категориям. Победителями стали в легком весе – Байдаулетов, в облегченном весе - Курманбаев, в среднем весе – Толегенов, в среднетяжелом весе – Макманов, а в тяжелом весе – Жумабаев.

      В 1955 году категории веса увеличились до восьми, были утверждены и опубликованы общие правила. Безусловно, в этом деле имя Музафара Ракымкулова останется в памяти болельщиков, как человека приложившего много сил и умения этому делу.

      В 1952 году столица Туркменистана Ашхабад в программу игр Спартакиады между спортсменами Центральной Азии и спортсменами Республики Казахстан ввела и национальную борьбу. Здесь квалифицированные специалисты пяти родственных государств, посовещавшись, решили взять за основу правила национальной борьбы и приемы казах курес. Потому что правила казах курес близки к природе классической борьбы и было ясно, что за ним большое будущее.

      Как и ожидалось, в этом захватывающем, зрелищном поединке казахстанцы одержали победу. Лучшими стали в легком весе – семипалатинец К. Бибатыров, в среднем и в среднетяжелом весе – карагандинцы Кулен Бакижанов и Алимшайх Селимбаев.

      В 1959 году во время проведения второй летней Спартакиады народов СССР в Москве был проведен Общесоветский семинар-сбор тренеров и специалистов по национальной спортивной борьбе. В общем, там были детально рассмотрены правила состязаний и рассмотрен вопрос их описания. В итоге встречи специалистов вместе с правилами казах курес были высоко оценены правила грузинской «чидаобы», молдаванской «трынты». После этого карагандинские борцы Ж. Татиев и С. Аманжолов мастерски показали перед многочисленными зрителями методы и приемы казах курес и получили аплодисменты. До этого в 1949 и 1953 годах во время проведения первенства Казахстана именитые специалисты нашей республики усовершенствовали правила казах курес, провели совещание по ее доработке.

      Главная особенность казах курес: во время схватки стоя разрешается делать подсечки, зацепы ногами, но не разрешается во время схватки браться руками за ноги. Масштабы и горизонты казах курес очень широки. Человек, освоивший приемы и методы казах курес запросто может вступить в борьбу в стиле другого народа. Необходимо отметить, что некоторые методы борьбы схожи с классическими видами. Один немаловажный аспект казах курес – это отсутствие четвертования (партера).

      И, конечно же, появление таких всемирно известных и знаменитых палуанов из народа, имеющего такой прекрасный вид спорта, как казах курес, является его законным следствием (А.Айханов, Ж.Ушкемпиров, Д. Турлыханов и т.д.).

      На сегодняшний день по казах курес прошло три мировых, два европейских, шесть азиатских первенств. Мировой поединок по нашей кровной борьбе был впервые организован в 2006 году в Алматы, второй был проведен в городе России Орске, третье мировое первенство подняло свой флаг в столице Казахстана - Астане в 2010 году. Европейское первенство прошло в 2007 году впервые в Российском городе Оренбург. І Азиатское первенство прошло в России в Алтайской республике в населенном пункте Косагаш в 2005 году. ІІ Азиатское первенство прошло в Монголии в Баян-Олгейском регионе в 2006 году, ІІІ Азиатское первенство прошло в Казахстане в городе Сатпаев Карагандинской области в 2007 году, ІV Азиатское первенство прошло в Киргизии в городе Шолпан-Ата в 2008 году, V Азиатское первенство прошло в Казахстане в городе Кызылорда в 2009 году, VІ Азиатское первенство прошло в Казахстане в городе Усть-Каменогорск в 2010 году, VІІ Азиатское первенство и І Мировой кубок прошел в Индии в городе Пуна в 2011 году, І Азиатское первенство среди молодежи и І мировой чемпионат прошел в Иране в городе Машад.

      Казах курес – настоящий родовой вид борьбы. Считается, что чистая победа только тогда, когда лопатки борцов полностью касаются земли. Это схватка могучих, широкогрудых силачей, в пух и прах разбивших волю противников. Поэтому будущее казах курес – прочное и яркое.


      Спонсоры и партнеры